создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий. На Кубани возрождаются народные ремесла и старинные виды рукоделия:
- художественная обработка соломы;
- вышивка;
- вязание крючком;
- вязание спицами;
- лоскутная техника;
- ковроплетение;
- петриковская роспись;
- ковань;
- лазоплетение;
- резьба по дереву и др.
Чтобы лучше понять процесс развития казачества, целесообразно познакомить дошкольников с использованием исторической образной символикой.
В процессе приобщения дошкольников к кубанским ремеслам важно не только использовать словесные и наглядные методы, но и практические. Поэтому целесообразно организовывать продуктивную деятельность с детьми по данным темам. И не обязательно ковань делать из железа – можно использовать пластилин, резьбу по дереву можно попробовать на пластилиновой основе при помощи стеки, вышивку выложить из мозаики, зарисовать узор и т.д.
Основным видом деятельности людей в Краснодарском крае является сельское хозяйство. Кубань является важным сельскохозяйственным регионом страны. Труд людей связан с растениеводством: полеводством, овощеводством, плодоводством, цветоводством, лесоводством. А также с животноводством.
В настоящее время на Кубани развивается промышленность, курортный бизнес, туризм. Это связано с географическим положением Краснодарского края.
Действенным методом по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых является приглашение родителей и рассказ на основе личного опыта о профессии.
Основные задачи данного раздела:
- формировать обобщенные представления о различных видах труда и ремесел на Кубани, с их взаимосвязанностью и ролью в удовлетворении потребностей человека;
- расширять кругозор детей, развивать и направлять любознательность и наблюдательность детей, стремление находить ответы на возникающие вопросы при ознакомлении с трудом взрослых в прошлом и настоящем времени;
- воспитывать уважение к людям труда, потребность трудиться, бережное отношение к результатам труда взрослых.
2 младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
- формировать представления о труде взрослых посредством ознакомления с трудом взрослых ближайшего окружения: помощника воспитателя, дворника, медсестры, врача, повара. |
- формировать знания и представления детей о труде взрослых: работников почты, телеграфа; поликлиники, труде хлеборобов. - закрепить знания детей о профессиях сотрудников детского сада. |
- формировать знания и представления о труде взрослых, профессиях посредством ознакомления с предприятиями:, сахарный завод, элеватор и др. - закреплять знания о труде животноводов и людей, занимающихся растениеводством. - показать связь между климатическими условиями и развитием промышленности и сельского хозяйства. |
- формировать первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края. - закреплять знания и представления о труде взрослых, профессиях посредством ознакомления с предприятиями: сахарный завод, элеватор, и др. - подчеркнуть вклад труда кубанцев в развитие всей страны. |
|
|
- познакомить детей с кубанскими народными ремеслами: - плетение, ткачество; - кубанская вышивка: рушники, хусточка; - резьба по дереву. |
- познакомить детей с кубанскими народными ремеслами: - ковань; - лозоплетение; - лоскутковая техника; - Петриковская роспись; -керамика. |
Тема 3. Развитие представлений об историческом прошлом и настоящем Кубани.
В этом разделе детям сообщаются знания об истории заселения Кубани, жилища казаков, рассказывается о внутреннем убранстве кубанского жилища, дети знакомятся с историей возникновения кубанского костюма.
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Богатейшие материалы по истории города Курганинска и Краснодарского края собранные в краеведческом музее, позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края.
Также даются сведения и понятия о родном городе, детей знакомят с историей возникновения города Курганинска, его символикой. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.
Задачи:
- развивать у детей представления об истории развития Краснодарского края, посредством сообщения элементарных сведений об образе жизни человека на Кубани, его трудовой деятельности, изменениях условий быта, средствах коммуникации;
- формировать интерес дошкольника к настоящему и прошлому Успенского района ,Краснодарского края , умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях микрорайонов и т.д.), воспитывать уважение и гордость за родину;
- активизировать познавательную сферу ребенку, умение понимать неразрывную связь «прошлое – настоящее».
2 младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
- знакомить детей с родным городом посредством ознакомления с ближайшим окружением: детский сад, родная улица. |
- познакомить детей с родным селом , улицами, объектами: школами, детскими садами, кинотеатром, почтой, поликлиникой.
|
- познакомить детей с историей возникновения города Успенского района. - воспитывать чувство гордости за малую родину через ознакомление с достопримечательностям. - формировать первоначальные знания о городах Краснодарского края: Армавир, Краснодар, Анапа, Сочи и др. на основе привлечения опыта детей по этой теме. |
- познакомить с символикой Успенского района. - закрепить знания об историческом прошлом родного города, воспитывать чувство гордости, любви к родным местам. - познакомить с достопримечательностями - рассказать об истории возникновения некоторых улиц. |
|
- познакомить детей с историческим прошлым Кубани посредством развития представлений об жилище казаков, кубанской одежде, посуде в быту казаков. - познакомить с первыми средствами передвижения жителей Кубани. |
- познакомить детей с историческим прошлым Кубани на основе ознакомления с историей жилища кубанских казаков, кубанской народной одежды. - формировать первоначальные сведения о городе Краснодаре как столице Краснодарского края, его достопримечательностях. |
- познакомить детей с историческим прошлым Кубани на основе расширения представлений детей о появлении водопровода, освещения, отопления в жилищах кубанцев. - продолжать знакомить с историей жизни казаков, дать представление о появлении имен и фамилий. - познакомить детей с историей возникновения города Краснодара (Екатеринодар), символикой Краснодарского края. |
Тема 4. Люди, прославившие кубанскую землю.
Кубань – песенный край. Здесь хорошо сохранилось песенно-танцевальное традиционное народное творчество. В Успенском районе имеется свой казачий ансамбль, творчество которого направленно на сохранение и развитие кубанской народной песни. Детям очень нравиться не только слушать кубанские мелодии, но и самим становится участником совместного пения знакомых произведений.
Наряду с кубанскими народными песнями необходимо знакомить детей и песнями композиторов Кубани – Г.Ф. Пономаренко, творчеством кубанского казачьего хора.
Знакомство с кубанскими художниками, поэтами, а также с поэтами, чьи произведения отражают красоту кубанской земли, силу кубанского народа помогают детям осознать значимость своего края, народа в огромном мире, воспитывают эстетически чувства, способствуют приобщению к культуре родного народа. Произведения кубанских поэтов внесены в каждую тему программы в раздел «художественная деятельность». Дополнительно полезно знакомить детей с произведениями кубанских поэтов: В. Нестеренко, В. Бордадым, И. Беляков, К. Обойщиков и др., включая в совместное чтение, рассказывание и заучивание.
В рамках данной темы дети целенаправленно знакомятся с земляками, которые оставили «свой след» в истории города и края.
Также в рамках данной темы дети получают знания о героях Советского Союза Успенского района, знакомятся со спортсменами, которые внесли большой вклад в развитие спорта на Кубани.
Люди, прославившие кубанскую землю |
Поэты
|
Художники |
Спортсмены |
Участники ВОВ |
Композиторы |
В данной теме решаются следующие задачи:
- средствами художественной литературы различного жанра знакомить детей с доступными их пониманию эмоциональными переживаниями, поступками и проблемами людей, приобщать детей к истокам народной культуры родного края:
- знакомить детей с фольклорным и музыкальным, литературным и художественным наследием кубанского народного творчества;
- воспитывать чувство гордости за родную землю, стремление прославить свой город, край на основе ознакомления с земляками, прославившими родную землю.
2 младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
- приобщать детей к творчеству кубанских поэтов через включение произведений в совместную деятельность с детьми. |
- приобщать детей к творчеству кубанских поэтов через включение произведений в совместную деятельность с детьми. |
- познакомить детей с творчеством кубанских поэтов: К. Обойщикова, И Вараввы. - познакомить с творчеством кубанского композитора Г. Пономаренко. - познакомить с творчеством кубанского художника А.М. Дудкина. - воспитывать чувство гордости, патриотизма. |
- закрепить и расширить знания детей о творчестве кубанских поэтов, художников, композиторов, о подвигах земляков во время ВОВ. - познакомить с творчеством Кубанского казачьего хора. - воспитывать желание вести здоровый образ жизни, заниматься спортом посредством знакомства со спортсменами города Курганинска, их наградами. |
К концу подготовительной группы дети должны владеть следующими знаниями и представлениями.
- знать название родного, края, города Краснодара как главного города Краснодарского края, крупных городов Краснодарского края, символику родного города, края;
- знать достопримечательности Успенского района;
- знать историю возникновения города Краснодара, Краснодарского края, Успенского района, сел;
- знать основные промышленные объекты Успенского района - знать объекты живой природы лесов, степей, водоемов и гор Краснодарского края;
- иметь представления о климатических условиях края, устанавливать связи между живой природой и климатическими условиями края;
- иметь представление о Красной книге как документе, в который занесены редкие виды растительного и животного мира. Знать некоторых представителей Красной книги.
- знать и называть составляющие кубанской народной одежды, отличать ее от одежды людей других национальностей;
- иметь представление о жилище кубанском казаков в историческом прошлом;
- иметь представления о кубанских народных ремеслах;
- знать произведения кубанских поэтов.
Чтобы ребенок мог применять полученные знания в самостоятельной деятельности, в группе необходима соответствующая предметно – развивающая среда. В игровом уголке важно иметь кубанские костюмы, утварь, игрушки, и т.д., что способствует включению элементов родной культуры в повседневную жизнь и деятельность детей. В познавательный уголок целесообразно внести фотографии родных мест, достопримечательностей родного города и края, фотографии исторических памятников, символику города Курганинска, Краснодарского края, фотографию губернатора Кубани. Можно изготовить макеты кубанского подворья, остов хаты с убранством и др. В уголок продуктивной деятельности поместить изделия кубанских умельцев. Все это расширят возможности ребенка в более успешном приобщении к культуре родного народа.
Формирование патриотических чувств эффективнее, если семья выступает как равноправный партнер в формировании личности ребенка. Ведь позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, посильная любой семье. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания любая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: « Здесь строится…», « Здесь – музей, который рассказывает о прошлом Кубани, знаменитых людях…» и т.д. Чтоб ребенок осознал себя как равноправный член семьи, необходимо ребенка привлекать к посильному труду дома, совместно готовится к отдыху, праздникам. Постепенно ребенок начинает понимать, что он – частица большого коллектива – семьи, детского сада, города, страны.
Особого внимания требует от родителей тема «Родная природа». Ведь именно взрослый близкий человек, которому ребенок доверяет, которого любит, и стремиться подражать является образцом поведения в природе, отношения к живому. Поэтому взрослый должен стать ребенку положительным примером для подражания . Родителям необходимо доверять детям работы по уходу за объектами природы, ведь природа – это источник не только нравственного воспитания, но и трудового.
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения
к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка в Организации и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.
Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку ч