Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 19.10.2019, 22:35

МБДОУ № 19 п.Заречный

Меню сайта
Категории раздела
Муниципальное задание 2018 [1]
Наш Профсоюз [6]
Антикоррупция [1]
Распоряжение органа гос. контроля [1]
Сведения [1]
План финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год [1]
фото [1]
положение 2019 [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Основная образовательная программа 2016-2021гг.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................................ 3

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ......................................................................................................................9

1.1. Пояснительная записка ................................................................................................................9

1.1.1. Цели и задачи Программы .......................................................................................................9

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы ..........................................................10

1.2. Планируемые результаты .........................................................................................................13

Целевые ориентиры в младенческом возрасте ...............................................................................13

Целевые ориентиры в раннем возрасте ...........................................................................................14 Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы .................................................14

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе ............15

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ...............................................................................................18

2.1. Общие положения ......................................................................................................................18 2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. ...................................................18

2.2.1. Младенческий и ранний возраст ...........................................................................................19

Младенческий возраст (2-12 месяцев) .............................................................................................19

Ранний возраст (1-3 года) ..................................................................................................................22

2.2.2. Дошкольный возраст ..............................................................................................................26

Социально-коммуникативное развитие ...........................................................................................26

Познавательное развитие ..................................................................................................................27

Речевое развитие ................................................................................................................................30

Художественно-эстетическое развитие ...........................................................................................31

Физическое развитие .........................................................................................................................32

Региональный компонент …………………………………………………………………………..32

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми .........................................................................................41

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников..............................43

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка............................47

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды ........................................47

3.3. Кадровые условия реализации Программы .............................................................................51

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы .............................................................56

3.5. Финансовые условия реализации Программы ........................................................................58

3.6. Планирование образовательной деятельности .......................................................................63

3.7. Режим дня и распорядок ...........................................................................................................68

3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов............................................70

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов ......................................72

3.10. Перечень литературных источников .....................................................................................73

 

 

 

 

 

 

Введение

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки
развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру,
обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и
самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и
дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в
быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм
активности ребенка, передача общественных норм и ценностей,
способствующих позитивной социализации в поликультурном
многонациональном обществе.
Необходимость в таком обновлении вызвана целым рядом объективных факторов развития современного общества и экономики и связанных с этим
новых требований к образованию, изменениями условий жизни и взросления
детей, обобщаемых в понятии «новая социокультурная ситуация развития
детства», а также новыми данными многочисленных исследований в области
нейронауки, психологии развития, исследований семьи и детства и др.
Международные педагогические исследования, такие как сравнительные
исследования достижений учащихся TIMSS, PISA и PIRLS, исследования,
проводившиеся ОЭСР, такие как StartingStrong, движение за права детей,
получившее распространение во всем мире после принятия ООН в 1989 г.
Конвенции о правах ребенка, свидетельствуют о понимании ключевого
значения образования в стабильном развитии общества, о важности создания
условий доступности качественного образования для детей на самых ранних
этапах развития.
Переосмысление роли и задач образования в период раннего и
дошкольного детства, происходящее во всем мире, связано с выявлением
образовательного потенциала детей раннего и дошкольного возраста,
факторов, влияющих на развитие детей, краткосрочных и долгосрочных
эффектов условий жизни и образовательных стратегий на ранних этапах
развития, их влияния на биографию отдельного человека, значения для
стабильного развития общества и экономики в целом.
Все это требует разработки инновационных программ раннего и
дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития
педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие
образцы отечественного и зарубежного опыта.
Современные образовательные программы и современный
педагогический процесс должны быть направлены на поддержку
разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и
организации дошкольного образования. Вариативность содержания
дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение
широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в
российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий
момент.
В условиях стремительного роста социальных, экономических,
технологических и психологических перемен современные программы
психолого-педагогической поддержки подрастающих поколений
направлены, прежде всего, на раскрытие разнообразных форм активности,

присущих самому ребенку.
Современные достижения цивилизации открывают новые возможности
для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны с:
- повышением ценностного статуса детства в современном обществе;
- созданием новых форм и видов развивающих сред, способных
мотивировать детей;
- появлением коммуникационных и сетевых технологий;
- расширением инновационных программ профессиональной подготовки
педагогов и воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной
компетентности и искусством мотивирования поведения детей.
В то же время рост социальной неопределенности, нарастающая
скорость социально-экономических изменений, расширяющиеся границы
информационного общества, спектр информационно-коммуникационных
технологий порождают новую социальную ситуацию развития ребенка,
несущую определенные риски для детей дошкольного возраста:
– ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий
жизни российских граждан ведет к нарастанию различий в траекториях
развития детей из разных слоев, из разных регионов, из городской и
сельской местности, несет угрозу утраты единого образовательного
пространства;
– рост группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, при
увеличении количества детей с проблемными вариантами развития, детей,
растущих в условиях социально-экономического, медико-биологического,
экологического, педагогического и психологического риска, приводит к
нарастанию различий в динамике развития детей, в степени развития их
способностей, к мотивационным различиям;
– игнорирование возрастной специфики дошкольного детства, перенос
учебно-дисциплинарной модели в практику педагогической работы на
уровне дошкольного образования создает увеличивающийся разрыв между
ступенями дошкольного и общего образования;
– тенденция к «школяризации» дошкольного образования, к форсированию
интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за
счет вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их
псевдоучебной деятельностью приводит к снижению общей активности
детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и
пр., что ведет к слабой сформированности у детей предпосылок учебной
деятельности, а следовательно, к снижению их мотивации к учению на
следующих уровнях образования;
– неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с
другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского
одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной
компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества,
недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и
сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и
детской агрессивности.
   С учетом культурно-исторических особенностей современного
общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и
обозначенных выше рисков для полноценного развития и безопасности
детей, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт),
организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне
дошкольного образования (далее – Организации) самостоятельно
разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу
дошкольного образования и смогут выбрать и использовать в своей работе
образовательные программы, а также подобрать необходимые для ее
конструирования и реализации методические и научно-практические
материалы, соответствующие Стандарту.
     По своему организационно-управленческому статусу данная Программа,
реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.
Рамочный характер Программы раскрывается через представление
общей модели образовательного процесса в ДОУ, возрастных нормативов
развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной
деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти
образовательных областях. Образовательные области, содержание
образовательной деятельности, равно как и организация образовательной
среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая
образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается
основная общеобразовательная программа Организации. Модульный
характер представления содержания Программы позволяет конструировать
основную образовательную программу дошкольной образовательной
организации на материалах широкого спектра имеющихся образовательных
программ дошкольного образования.
      Данная Программа опирается на междисциплинарные исследования
природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии
человечества, на историко-эволюционный подход к развитию личности в
природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации
ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и
педагогику сотрудничества.
     Согласно историко-эволюционному, культурно-деятельностному
подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений
знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку; ребенок сам
активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные
знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной
деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом,
знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются
(конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с
природным и социальным миром.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития
дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих
возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него
доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного
развития, развития инициативы и творческих способностей посредством
культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в
сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение
здоровья и безопасности детей.
     Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в
обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно
возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически
сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и
содержанием его активности.
       Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник
социализации и развития личности ребенка, определяет уклад
жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и
совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.
На основе Программы на разных возрастных этапах развития и
социализации дошкольников конструируется мотивирующая
образовательная среда.
      Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий
развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и
трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость
планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и
межличностные отношения всех участников образовательных отношений,
включая педагогов, детей, родителей (законных представителей),
администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие
видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим
особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка),
материально-технические и другие условия образовательной деятельности.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела – целевой, содержательный и
организационный.
      Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и
подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения
в виде целевых ориентиров.
     Содержательный раздел Программы включает описание
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной,
познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
      Программа определяет примерное содержание образовательных
областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в
различных видах деятельности, таких как:
1) игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, дидактические
игры, игровые ситуации, создание игровой ситуации по режимным
моментам, с использованием литературного произведения, игры с
элементами спорта, игры с речевым сопровождением, пальчиковые
игры, театрализованные игры, народные игры, музыкальные игры,
хороводные игры);
2) коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, составление и
отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами,
театрализованные), игровые ситуации, этюды и постановки,
логоритмика, рассказ с дальнейшим обсуждением, чтение, разучивание
стихов, потешки и др., рассматривание с дальнейшим обсуждением,
интервьюирование, рассказывание (составление рассказов, сочинение
сказок и др.), проектная деятельность, игры с речевым
сопровождением, коммуникативные игры, свободное общение по теме,
инсценирование и драматизация и др.);
3) познавательно-исследовательская (исследование и познание
природного и социального миров в процессе наблюдения и
взаимодействия с ними, экспериментирование, реализация
проекта, коллекционирование, путешествие по карте, во
времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии, решение
проблемных ситуаций, моделирование, исследование,
увлечения, игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные
игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы,
кроссворды, шарады), мини-музеи), а также такими видами
активности ребенка, как:
· восприятие художественной литературы и фольклора
(аудирование (смысловое восприятие речи на слух), построение
устных высказываний, называние героев, пересказывание
присущих самому ребенку.
Современные достижения цивилизации открывают новые возможности
для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны с:
- повышением ценностного статуса детства в современном обществе;
- созданием новых форм и видов развивающих сред, способных
мотивировать детей;
- появлением коммуникационных и сетевых технологий;
- расширением инновационных программ профессиональной подготовки
педагогов и воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной
компетентности и искусством мотивирования поведения детей.
В то же время рост социальной неопределенности, нарастающая
скорость социально-экономических изменений, расширяющиеся границы
информационного общества, спектр информационно-коммуникационных
технологий порождают новую социальную ситуацию развития ребенка,
несущую определенные риски для детей дошкольного возраста:
– ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий
жизни российских граждан ведет к нарастанию различий в траекториях
развития детей из разных слоев, из разных регионов, из городской и
сельской местности, несет угрозу утраты единого образовательного
пространства;
– рост группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, при
увеличении количества детей с проблемными вариантами развития, детей,
растущих в условиях социально-экономического, медико-биологического,
экологического, педагогического и психологического риска, приводит к
нарастанию различий в динамике развития детей, в степени развития их
способностей, к мотивационным различиям;
– игнорирование возрастной специфики дошкольного детства, перенос
учебно-дисциплинарной модели в практику педагогической работы на
уровне дошкольного образования создает увеличивающийся разрыв между
ступенями дошкольного и общего образования;
– тенденция к «школяризации» дошкольного образования, к форсированию
интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за
счет вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их
псевдоучебной деятельностью приводит к снижению общей активности
детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и
пр., что ведет к слабой сформированности у детей предпосылок учебной
деятельности, а следовательно, к снижению их мотивации к учению на
следующих уровнях образования;
– неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с
другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского
одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной
компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества,
недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и
сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и
детской агрессивности.
   С учетом культурно-исторических особенностей современного
общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и
обозначенных выше рисков для полноценного развития и безопасности
детей, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт),
организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне
дошкольного образования (далее – Организации) самостоятельно
разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу
дошкольного образования и смогут выбрать и использовать в своей работе
образовательные программы, а также подобрать необходимые для ее
конструирования и реализации методические и научно-практические
материалы, соответствующие Стандарту.
     По своему организационно-управленческому статусу данная Программа,
реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.
Рамочный характер Программы раскрывается через представление
общей модели образовательного процесса в ДОУ, возрастных нормативов
развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной
деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти
образовательных областях. Образовательные области, содержание
образовательной деятельности, равно как и организация образовательной
среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая
образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается
основная общеобразовательная программа Организации. Модульный
характер представления содержания Программы позволяет конструировать
основную образовательную программу дошкольной образовательной
организации на материалах широкого спектра имеющихся образовательных
программ дошкольного образования.
      Данная Программа опирается на междисциплинарные исследования
природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии
человечества, на историко-эволюционный подход к развитию личности в
природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации
ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и
педагогику сотрудничества.
     Согласно историко-эволюционному, культурно-деятельностному
подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений
знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку; ребенок сам
активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные
знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной
деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом,
знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются
(конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с
природным и социальным миром.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития
дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих
возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него
доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного
развития, развития инициативы и творческих способностей посредством
культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в
сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение
здоровья и безопасности детей.
     Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в
обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно
возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически
сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и
содержанием его активности.
       Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник
социализации и развития личности ребенка, определяет уклад
жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и
совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.
На основе Программы на разных возрастных этапах развития и
социализации дошкольников конструируется мотивирующая
образовательная среда.
      Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий
развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и
трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость
планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и
межличностные отношения всех участников образовательных отношений,
включая педагогов, детей, родителей (законных представителей),
администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие
видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим
особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка),
материально-технические и другие условия образовательной деятельности.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела – целевой, содержательный и
организационный.
      Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и
подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения
в виде целевых ориентиров.
     Содержательный раздел Программы включает описание
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной,
познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
      Программа определяет примерное содержание образовательных
областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в
различных видах деятельности, таких как:
1) игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, дидактические
игры, игровые ситуации, создание игровой ситуации по режимным
моментам, с использованием литературного произведения, игры с
элементами спорта, игры с речевым сопровождением, пальчиковые
игры, театрализованные игры, народные игры, музыкальные игры,
хороводные игры);
2) коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, составление и
отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами,
театрализованные), игровые ситуации, этюды и постановки,
логоритмика, рассказ с дальнейшим обсуждением, чтение, разучивание
стихов, потешки и др., рассматривание с дальнейшим обсуждением,
интервьюирование, рассказывание (составление рассказов, сочинение
сказок и др.), проектная деятельность, игры с речевым
сопровождением, коммуникативные игры, свободное общение по теме,
инсценирование и драматизация и др.);
3) познавательно-исследовательская (исследование и познание
природного и социального миров в процессе наблюдения и
взаимодействия с ними, экспериментирование, реализация
проекта, коллекционирование, путешествие по карте, во
времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии, решение
проблемных ситуаций, моделирование, исследование,
увлечения, игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные
игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы,
кроссворды, шарады), мини-музеи), а также такими видами
активности ребенка, как:
· восприятие художественной литературы и фольклора
(аудирование (смысловое восприятие речи на слух), построение
устных высказываний, называние героев, пересказывание



 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019
    uCoz